2009г

 этот мастер-класс меня особенно вдохновляет на изготовление мыла с нуля, изложен в простой, доступной и интересной форме, автор - талантливый мыловар, замечательный человек и моя подруга

Мастер-класс от afona_cova

Мой первый опыт по изготовлению мыла с нуля

(автор фото и текста:  afona_cova, публикуется с разрешения автора)

Да-а, очень долго я "созревала" для этого процесса. Сначала было страшно ( кто ж моих детей будет воспитывать?) Потом стало любопытно, вроде все живы, здоровы остаются, да ещё и страшно гордые ходят. Постепенно стала подглядывать за другими. На каком то этапе ЗАЦЕПИЛО. Засела с головой за изучение.
...варить мыло собственными руками – это одна из древнейших, несправедливо забытых традиций. Производство мыла развивалось и усовершенствовалось человечеством на протяжении многих тысяч лет. - вещал интернет
...мыло своими руками готовится из чистых, растительных жиров пищевого качества- соблазняла паутина
...мыло, сделанное своими руками, не содержит консервантов - добивали прям
В конце концов я сдалась. Хочу мыло с "нуля".
Тут же натолкнулась на кучу препятствий. У меня ни... чего почти нет.
1. электронные весы
2. хим. реактивы (щелочи)
3. полностью отдельная посуда (ну с этим попроще)
4. защитный боекомплект (очки, респиратор, халат)
Желание уже лезло изо всех щелей и никакие преграды были не страшны. Не буду рассказывать сколько бессонных ночей я провела у монитора, как героически добывала щелочь...

Ну всё, я готова ТВОРИТЬ.

Первым делом безопасность 

Выбрала самый надежный (на мой взгляд) способ защиты глаз - очки для подводного плавания. Кто её знает эту щелочь, вдруг пролетит по кривой траектории? Затем респиратор - дыхательные органы тоже не последняя вещь в организме.
Добавьте на заднем плане коварная щелочь упакованная в пластиковые контейнеры  
Ну вот, вооружилась, экипировалась. (жаль некому сфоткать было)
А-а, нет, до вооружения долго сидела над щелочным калькулятором колдовала, хотелось получить сбалансированный рецепт, чтоб не только увлажняло, но и мылилось, и пенилось, ну и не мягкое совсем было. Вспотела, но собрала комплектик.
кокос - 100 гр
пальма - 120 гр
какао - 32 гр (последние не пожалела)
вин. кость - 28 гр
касторка - 20 гр
арахис - 20 гр
кедр - 10 гр
абрикос - 10 гр
авокадо - 10 гр
мне выдало, что воды на это дело надо 133 гр., а щелочи (натрия) 50,1 гр
Отмерила все масла в одну емкость
поставила медленно топить
Далее "самое страшное" - отмерить щелочь и развести её в воде.
Обмундировалась, вышла на балкон, с великой предосторожностью взвесила меобходимые мне граммы
дышать боялась даже в респираторе (о как я себя берегу)
Ну пик всего кошмара (звучит барабанная дробь) добавить щелочь в воду, ни в коем разе не наоборот (об этом даже не помышляла). Трясущимися, вытянутыми руками, на подгибающихся ногах (всё на балконе) добавила крошечное количество в эмалированную кружку. НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО (а вы думали атомный взрыв?), добавила ещё немного, она спокойно погрузилась в воду. Сыпанула всё что осталось - ну никакой реакции. Что за хрень? Меня надули с реактивами что ли?Осмелилась дотронуться до кружки (руки в перчатках) - кружка очень горячая. Да нет, не надули. Запаха (респиратор немного оттянула) тоже особого не ощутила. В общем я обиделась. На щелочь. Стянула там же с себя весь боекомплект, кроме перчаток. Разведенную щелочь принесла на кухню в маленьком строительном ведерке (а вдруг у неё замедленная реакция)
покромсала в неё немного шелковых хирургических нитей, читала, что щелок растворяет шелк, эти нитки немного видны даже на фото.
 Тем временем масличко медленно растопилось, наступил момент смешивания его с "адской смесью". Аккуратно (до конца ждала подвоха) влила раствор в масло, помешала. Тут вот произошла моя первая ошибка. Надо было снять емкость с плиты и после соединения с химией начать интенсивное смешивание. Я же (после предательского поведения NaOH) видно про это забыла, стояла и ждала когда же масса начнет загустевать. На поверхности появилась пенка, как в мясном бульоне,  
я её лениво помешивала, недоумевая, что не так?
Неожиданно осенило, схватила миксер (блендерный) и давай наверстывать упущенное. Дело пошло 
мешаю зверски, жду "следа"
Густеет, но не след 

снова мешаю. Кое какие намеки появились
останавливаться нельзя. О, вроде показался
Ну тут уж кто бы посмел не назвать это "следом"
 Следующий этап - принудительный гель. Ставим это хозяйство на водяную баню, предварительно добавив туда (в мыло, не в баню) все свои полезности: красители, эфиры, отдушки.
похоже на картошку толченую
Накрыла крышкой и пошла курить, облегченно вздохнув. Баня длится часа 1,5 - 2, в это время массу можно не беспокоить, даже лучше её не беспокоить. Ну можно изредка приподнимать крышку, смотреть как протекает стадия омыления. Хотя ничего интересного я там не увидела. По истечении времени, на массе должны появиться прозрачные капельки. Это признак того, что гель наступил, щелочь (любимая) прореагировала с маслами и омылила их.

На язык пробовать не отважилась, не смотря на всё моё презрение к данному элементу. Сунула полоску
Восьмерка меня устраивала, детское мыло, ранее измеренное, имело такой же показатель. А уж голову помыть - самое то. В шампунь потом превращу, если что.
Заполнила этой массой формы, старалась добросовестно, без пустот, но первый блин, как известно...
В данный момент выглядит вот так мои куличики.
 Мылятся зверски, такую пену только в шампунях и жидких мылах встречала.  Запах почему то свежего белья... но еле уловимый. Ну вот, не так страшен чёрт, как его малюют. НО, не смотря на то что у меня прошло всё гладко, это совсем не значит, что надо пренебрегать техникой безопасности. Химикаты бывают разных производителей, вода для разведения тоже разная, я кстати разводила в гидролате.
Если снова соберусь варить - все равно обезопашусь.